Радио Тюмень Стайл главный - АСПИ
Среда, 14.11.2018, 14:27
Приветствую Вас Гость | RSS
Radio TYUMEN STYLE(rtsdj)
Главная | АСПИ | Регистрация | Вход
Форма входа

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Раздел III. Аналитико-синтетическая переработка информации

    Тема 3.1. Аналитико-синтетическая переработка информации: сущность,
    назначение, виды

    Представление об анализе и синтезе информации. Анализ и синтез информации в
    структуре интеллектуальной работы с текстами документов.
    Аналитико-синтетическая переработка и свертывание информации: сходство и
    различие; назначение и функции. Виды аналитико-синтетической переработки
    информации: составление библиографического описания, индексирование
    (систематизация, предметизация, индексирование с помощью ключевых слов),
    аннотирование, реферирование, выделение фактов, составление обзоров. Общие
    требования, предъявляемые ко всем видам аналитико-синтетической переработки
    информации: адекватность (полнота и точность) отражения информации,
    лаконичность.

    Вторичные документы как результаты аналитико-синтетической переработки
    информации.

    Тема 3.2. Текст как объект аналитико-синтетической переработки

    Многозначность понятия «текст». Текстологический, семиотический и
    информационный подходы к определению понятия «текст». Понятие о
    медиатекстах и гипертекстах. Текст как источник информации и объект
    свертывания.

    Свойства текста: связность, целостность, структурированность, избыточность.

    Представление о структуре текста. Типы структур текста («мягкие» и
    «жесткие» структуры текста).

    Формальная структура текста: заглавие, вводная часть, основная часть,
    заключение. Рубрикация, абзацы, библиографические ссылки, сноски,
    примечания, приложения, список литературы в структуре текста. Историческая
    обусловленность формальной организации текста.

    Факторы, определяющие формальную структуру текста: сфера функционирования
    текста (наука, производство, образование, политика, быт и т. п.); отрасль
    знания или практической деятельности; жанровая дифференциациия;
    информационная первичность или вторичность; способы изложения (описание,
    повествование, рассуждение, доказательство); прагматические целевые
    установки.

    Представление о содержательной (смысловой) структуре текста. Модели
    смысловой организации текста: от частного к общему (индуктивная); от общего
    к частному (дедуктивная); от гипотезы к доказательству; хронологическая.
    Смысловые единицы текста: описание, объяснение, доказательство,
    интерпретация, оценочное суждение.

    Связь формальной и содержательной структур текста.

    Проблемы выделения смыслов в тексте в ходе его аналитико-синтетической
    переработки.

    Тема 3.3. Учебный текст как объект аналитико-синтетической
    переработки

    Типы учебной литературы в зависимости от функции, выполняемой в процессе
    обучения. Специфика учебной литературы в вузе культуры и искусств,
    отличительные особенности учебно-методических комплексов литературы для
    различных специальностей и специализаций.

    Новое поколение учебной литературы: аудиовизуальные, электронные,
    гипертекстовые, мультимедийные источники информации.

    Композиционно-смысловая структура учебного текста и ее влияние на понимание
    и усвоение знаний в процессе обучения. Теоретические и прикладные знания в
    составе учебного текста.

    Компоненты теоретического знания в структуре учебных текстов: понятия,
    термины и определения; идеи, концепции, гипотезы и теории; закономерности и
    законы, а также другие общенаучные категории. Компоненты прикладного знания
    в структуре учебных текстов: факты и события, описания предметов,
    процессов, явлений, приборов и устройств, опыты и эксперименты; примеры и
    контрпримеры; алгоритмы, образцы решения задач и проблемных ситуаций и т. п.

    Способы изложения сведений в учебных текстах. Определение понятий (введение
    дефиниций). Правила построения определения. Рассуждение и его типы:
    объяснение, умозаключение, доказательство. Структура умозаключения: посылки
    (суждения), аргументы, выводы. Структура доказательства: цель, тезис,
    антитезис, аргументы, вывод. Правила доказательства. Характеристика,
    сообщение, описание и повествование как способы изложения учебного
    материала, их сходство и различие, условия применения.

    Роль справочного аппарата в учебной книге. Средства контроля за
    самостоятельной работой студентов в структуре учебных пособий: практические
    упражнения и задания, практикумы, тесты, контрольные вопросы и др.

    Тема 3.4. Научный текст как объект аналитико-
    синтетической переработки

    Место научной литературы в формировании профессиональных качеств вузовского
    педагога и исследователя. Многообразие научных документов и их взаимосвязь
    с этапами научного исследования: отчет о научно-исследовательской и
    опытно-конструкторской работе, статья, тезисы, диссертация, монография и
    др. Разновидности научной литературы: научно-гуманитарная и
    научно-техническая, учебно-научная, научно-справочная, научно-популярная.
    Структура и назначение справочного аппарата научных документов.

    Зависимость между назначением научной литературы и ее стилистическими
    особенностями. Основные черты стиля научного изложения.

    Особенности научно-гуманитарной литературы, научных документов по культуре
    и искусству. Соотношение текстовой и нетекстовой информации (графической,
    знаковой, иллюстративной) в научных документах по культуре и искусству.

    Логическая структура текста научного документа. Композиционная структура
    основных видов научных документов.

    Виды информации в тексте научного документа: фактографическая,
    концептографическая, библиографическая, метаинформация.

    Знание логико-лингвистических особенностей научных текстов как основа их
    эффективной аналитико-синтетической переработки.

    Тема 3.5. Формализованный метод аналитико-синтетической переработки
    информации

    Определение понятий «формализация», «формализованный анализ» текста.
    Факторы, обусловливающие необходимость применения формализованных методов
    аналитико-синтетической переработки (свертывания) информации.

    Наличие «жесткой» структуры как типичное свойство научных и
    научно-технических текстов. Понятие о семантических блоках научного
    документа (введение, основная часть, заключение) и аспектах их содержания.
    Универсальный перечень аспектов содержания научного документа.

    Формальные текстовые признаки как проявление высокой степени
    клишированности и стандартизированности научных текстов. Виды формальных
    текстовых признаков в научных текстах: маркеры, индикаторы, их роль как
    средств ориентации в научном тексте.

    Формализованный анализ научных документов: сущность, цели, задачи и условия
    применения. Объекты и цели формализованного свертывания информации.
    Распознавание аспектов содержания научных документов с помощью формальных
    текстовых признаков (маркеров и индикаторов).

    Методика формализованного анализа научных документов.

    Преимущества и недостатки, область применения формализованных методов
    свертывания информации.

    Тема 3.6. Библиографическое описание и библиографические ссылки как
    результат формализованной аналитико-синтетической переработки информации

    Библиографическое описание как форма свертывания и модель первичного
    документа. Информативность элементов библиографического описания. Правила
    библиографического описания документов. Зависимость между правильно
    составленным библиографическим описанием и возможностью разыскания
    документа.

    Определение понятия «библиографическая ссылка». Его отличие от понятий
    «ссылка», «примечание» и т. п. Библиографические ссылки в структуре учебных
    и научных документов. Виды библиографических ссылок (внутритекстовые,
    подстрочные, затекстовые) и правила их оформления.

    Библиографические ссылки как средство научной коммуникации и аппарат
    наукометрического анализа и оценки труда ученых, исследователей, средство
    для определения рейтинга научных школ и направлений.

    Библиографические ссылки как средство поиска информации, обеспечивающее
    высокую точность выдачи информации и способ преодоления рассеяния
    информации.

    Тема 3.7. Формализованное аннотирование

    Аннотация как разновидность вторичных документов с высоким уровнем
    обобщения и свертывания информации.

    Назначение и область применения формализованной методики аннотирования.
    Методы преобразования информации при формализованном аннотировании.
    Технология формализованного аннотирования: составление библиографического
    описания первичного документа; анализ текста первичного документа; синтез
    текста; редактирование извлеченных из текста первичного документа
    предложений; запись и оформление аннотации.

    Справочная аннотация: назначение, структура, требования. Особенности языка
    и стиля справочной аннотации.

    Рекомендательная аннотация: назначение, структура требования. Особенности
    языка и стиля рекомендательной аннотации.

    Требования к оформлению аннотаций.

    Тема 3.8. Формализованное реферирование

    Реферат как разновидность вторичных документов, сочетающая воспроизведение
    содержания первичного документа с его логической характеристикой.

    Назначение и область применения формализованной методики составления
    рефератов (дайджестов). Объекты реферирования: научные и научно-технические
    статьи, разделы монографий. Цель и задачи формализованной методики
    реферирования.

    Методы преобразования информации при реферировании. Сущность
    формализованного экстрагирования как метода построения реферата.

    Технология формализованного реферирования: составление библиографического
    описания первичного документа; анализ текста первичного документа; синтез
    текста; редактирование извлеченных из текста первичного документа
    предложений; запись и оформление реферата.

    Структура реферата-экстракта. Правила редактирования и оформления
    реферата-экстракта.

    Автореферат диссертации как типичный пример жестко структурированного
    вторичного текста. Двойственная природа автореферата диссертации,
    сочетающего признаки первичного и вторичного документа.

    Тема 3.9. Формализованное составление обзоров

    Понятия «обзор», «обзорная информация». Виды обзоров. Особенности
    составления обзоров как продуктов аналитико-синтетической переработки
    информации.

    Определение и основные особенности научно-аналитического обзора. Виды
    учебно-методической, научно-исследовательской и творческой деятельности,
    порождающие необходимость подготовки научно-аналитических обзоров.
    Научно-аналитический обзор как составная часть диссертации. Требования к
    научно-аналитическому обзору.

    Технология и основные этапы формализованного составления
    научно-аналитического обзора. Структурно-семантический анализ темы
    исследования. Поиск и отбор источников по теме обзора. Оформление картотеки
    (списка) литературы по теме исследования. Аналитико-синтетическая
    переработка первичных документов по теме обзора с использованием
    формализованных методов анализа. Систематизация результатов
    аналитико-синтетической переработки информации. Построение плана
    аналитического обзора. Формирование глав и параграфов обзора. Составление
    текста научно-аналитического обзора, обеспечение связности и логичности
    изложения сведений. Работа над структурой и композицией, языком и стилем
    обзора. Литературное редактирование текста обзора.

    Правила оформления научно-аналитического обзора.


    Тема 3.10. Неформализованные способы работы с текстом в ходе
    аналитико-синтетической переработки информации

    Ограниченность формализованных методов аналитико-синтетической переработки
    информации. Слабая структурированность гуманитарных текстов как основная
    причина невозможности применения формализованных методов их свертывания.
    Доминирование неформализованных методов свертывания информации при работе с
    документами по культуре и искусству.

    Основные способы интеллектуальной работы с текстом: логические и
    графические приемы, обеспечивающие понимание текста.

    Логические приемы, обеспечивающие понимание текста: семантизация незнакомых
    слов и терминов; интерпретация заглавия и его связи с содержанием текста;
    деление текста на части и их самостоятельное озаглавливание; группировка
    текста по смысловым блокам и выделение в каждой смысловой части
    тематических и смысловых опор: ключевых слов и фраз; составление различных
    видов плана как средство фиксации смысловых связей между частями текста;
    формулирование основной мысли текста (частей текста), соотнесение ее с
    заглавием; порождение вопросов к тексту и ответы на них; аргументация
    собственной точки зрения на прочитанное.

    Графические приемы, обеспечивающие понимание текста и повышающие
    обозримость и наглядность представления информации в ходе интеллектуальной
    работы с текстом: блок-схемы, таблицы, графики, диаграммы и т. п.


    НИИ ИТ СС - структурное подразделение КемГУКИ 2000-2010
    Россия, 650029, Кемерово, ул. Ворошилова, 17.
    Тел.: (384-2) 35-96-15 Факс: (384-2) 35-96-15
    E-mail: nii@kemguki.ru

    Версия для печати


    Copyright MyCorp © 2018
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz