Раздел III. Аналитико-синтетическая переработка информации
Тема 3.1. Аналитико-синтетическая переработка информации: сущность,
назначение, виды
Представление об анализе и синтезе информации. Анализ и синтез информации в
структуре интеллектуальной работы с текстами документов.
Аналитико-синтетическая переработка и свертывание информации: сходство и
различие; назначение и функции. Виды аналитико-синтетической переработки
информации: составление библиографического описания, индексирование
(систематизация, предметизация, индексирование с помощью ключевых слов),
аннотирование, реферирование, выделение фактов, составление обзоров. Общие
требования, предъявляемые ко всем видам аналитико-синтетической переработки
информации: адекватность (полнота и точность) отражения информации,
лаконичность.
Вторичные документы как результаты аналитико-синтетической переработки
информации.
Тема 3.2. Текст как объект аналитико-синтетической переработки
Многозначность понятия «текст». Текстологический, семиотический и
информационный подходы к определению понятия «текст». Понятие о
медиатекстах и гипертекстах. Текст как источник информации и объект
свертывания.
Свойства текста: связность, целостность, структурированность, избыточность.
Представление о структуре текста. Типы структур текста («мягкие» и
«жесткие» структуры текста).
Формальная структура текста: заглавие, вводная часть, основная часть,
заключение. Рубрикация, абзацы, библиографические ссылки, сноски,
примечания, приложения, список литературы в структуре текста. Историческая
обусловленность формальной организации текста.
Факторы, определяющие формальную структуру текста: сфера функционирования
текста (наука, производство, образование, политика, быт и т. п.); отрасль
знания или практической деятельности; жанровая дифференциациия;
информационная первичность или вторичность; способы изложения (описание,
повествование, рассуждение, доказательство); прагматические целевые
установки.
Представление о содержательной (смысловой) структуре текста. Модели
смысловой организации текста: от частного к общему (индуктивная); от общего
к частному (дедуктивная); от гипотезы к доказательству; хронологическая.
Смысловые единицы текста: описание, объяснение, доказательство,
интерпретация, оценочное суждение.
Связь формальной и содержательной структур текста.
Проблемы выделения смыслов в тексте в ходе его аналитико-синтетической
переработки.
Тема 3.3. Учебный текст как объект аналитико-синтетической
переработки
Типы учебной литературы в зависимости от функции, выполняемой в процессе
обучения. Специфика учебной литературы в вузе культуры и искусств,
отличительные особенности учебно-методических комплексов литературы для
различных специальностей и специализаций.
Новое поколение учебной литературы: аудиовизуальные, электронные,
гипертекстовые, мультимедийные источники информации.
Композиционно-смысловая структура учебного текста и ее влияние на понимание
и усвоение знаний в процессе обучения. Теоретические и прикладные знания в
составе учебного текста.
Компоненты теоретического знания в структуре учебных текстов: понятия,
термины и определения; идеи, концепции, гипотезы и теории; закономерности и
законы, а также другие общенаучные категории. Компоненты прикладного знания
в структуре учебных текстов: факты и события, описания предметов,
процессов, явлений, приборов и устройств, опыты и эксперименты; примеры и
контрпримеры; алгоритмы, образцы решения задач и проблемных ситуаций и т. п.
Способы изложения сведений в учебных текстах. Определение понятий (введение
дефиниций). Правила построения определения. Рассуждение и его типы:
объяснение, умозаключение, доказательство. Структура умозаключения: посылки
(суждения), аргументы, выводы. Структура доказательства: цель, тезис,
антитезис, аргументы, вывод. Правила доказательства. Характеристика,
сообщение, описание и повествование как способы изложения учебного
материала, их сходство и различие, условия применения.
Роль справочного аппарата в учебной книге. Средства контроля за
самостоятельной работой студентов в структуре учебных пособий: практические
упражнения и задания, практикумы, тесты, контрольные вопросы и др.
Тема 3.4. Научный текст как объект аналитико-
синтетической переработки
Место научной литературы в формировании профессиональных качеств вузовского
педагога и исследователя. Многообразие научных документов и их взаимосвязь
с этапами научного исследования: отчет о научно-исследовательской и
опытно-конструкторской работе, статья, тезисы, диссертация, монография и
др. Разновидности научной литературы: научно-гуманитарная и
научно-техническая, учебно-научная, научно-справочная, научно-популярная.
Структура и назначение справочного аппарата научных документов.
Зависимость между назначением научной литературы и ее стилистическими
особенностями. Основные черты стиля научного изложения.
Особенности научно-гуманитарной литературы, научных документов по культуре
и искусству. Соотношение текстовой и нетекстовой информации (графической,
знаковой, иллюстративной) в научных документах по культуре и искусству.
Логическая структура текста научного документа. Композиционная структура
основных видов научных документов.
Виды информации в тексте научного документа: фактографическая,
концептографическая, библиографическая, метаинформация.
Знание логико-лингвистических особенностей научных текстов как основа их
эффективной аналитико-синтетической переработки.
Тема 3.5. Формализованный метод аналитико-синтетической переработки
информации
Определение понятий «формализация», «формализованный анализ» текста.
Факторы, обусловливающие необходимость применения формализованных методов
аналитико-синтетической переработки (свертывания) информации.
Наличие «жесткой» структуры как типичное свойство научных и
научно-технических текстов. Понятие о семантических блоках научного
документа (введение, основная часть, заключение) и аспектах их содержания.
Универсальный перечень аспектов содержания научного документа.
Формальные текстовые признаки как проявление высокой степени
клишированности и стандартизированности научных текстов. Виды формальных
текстовых признаков в научных текстах: маркеры, индикаторы, их роль как
средств ориентации в научном тексте.
Формализованный анализ научных документов: сущность, цели, задачи и условия
применения. Объекты и цели формализованного свертывания информации.
Распознавание аспектов содержания научных документов с помощью формальных
текстовых признаков (маркеров и индикаторов).
Методика формализованного анализа научных документов.
Преимущества и недостатки, область применения формализованных методов
свертывания информации.
Тема 3.6. Библиографическое описание и библиографические ссылки как
результат формализованной аналитико-синтетической переработки информации
Библиографическое описание как форма свертывания и модель первичного
документа. Информативность элементов библиографического описания. Правила
библиографического описания документов. Зависимость между правильно
составленным библиографическим описанием и возможностью разыскания
документа.
Определение понятия «библиографическая ссылка». Его отличие от понятий
«ссылка», «примечание» и т. п. Библиографические ссылки в структуре учебных
и научных документов. Виды библиографических ссылок (внутритекстовые,
подстрочные, затекстовые) и правила их оформления.
Библиографические ссылки как средство научной коммуникации и аппарат
наукометрического анализа и оценки труда ученых, исследователей, средство
для определения рейтинга научных школ и направлений.
Библиографические ссылки как средство поиска информации, обеспечивающее
высокую точность выдачи информации и способ преодоления рассеяния
информации.
Тема 3.7. Формализованное аннотирование
Аннотация как разновидность вторичных документов с высоким уровнем
обобщения и свертывания информации.
Назначение и область применения формализованной методики аннотирования.
Методы преобразования информации при формализованном аннотировании.
Технология формализованного аннотирования: составление библиографического
описания первичного документа; анализ текста первичного документа; синтез
текста; редактирование извлеченных из текста первичного документа
предложений; запись и оформление аннотации.
Справочная аннотация: назначение, структура, требования. Особенности языка
и стиля справочной аннотации.
Рекомендательная аннотация: назначение, структура требования. Особенности
языка и стиля рекомендательной аннотации.
Требования к оформлению аннотаций.
Тема 3.8. Формализованное реферирование
Реферат как разновидность вторичных документов, сочетающая воспроизведение
содержания первичного документа с его логической характеристикой.
Назначение и область применения формализованной методики составления
рефератов (дайджестов). Объекты реферирования: научные и научно-технические
статьи, разделы монографий. Цель и задачи формализованной методики
реферирования.
Методы преобразования информации при реферировании. Сущность
формализованного экстрагирования как метода построения реферата.
Технология формализованного реферирования: составление библиографического
описания первичного документа; анализ текста первичного документа; синтез
текста; редактирование извлеченных из текста первичного документа
предложений; запись и оформление реферата.
Структура реферата-экстракта. Правила редактирования и оформления
реферата-экстракта.
Автореферат диссертации как типичный пример жестко структурированного
вторичного текста. Двойственная природа автореферата диссертации,
сочетающего признаки первичного и вторичного документа.
Тема 3.9. Формализованное составление обзоров
Понятия «обзор», «обзорная информация». Виды обзоров. Особенности
составления обзоров как продуктов аналитико-синтетической переработки
информации.
Определение и основные особенности научно-аналитического обзора. Виды
учебно-методической, научно-исследовательской и творческой деятельности,
порождающие необходимость подготовки научно-аналитических обзоров.
Научно-аналитический обзор как составная часть диссертации. Требования к
научно-аналитическому обзору.
Технология и основные этапы формализованного составления
научно-аналитического обзора. Структурно-семантический анализ темы
исследования. Поиск и отбор источников по теме обзора. Оформление картотеки
(списка) литературы по теме исследования. Аналитико-синтетическая
переработка первичных документов по теме обзора с использованием
формализованных методов анализа. Систематизация результатов
аналитико-синтетической переработки информации. Построение плана
аналитического обзора. Формирование глав и параграфов обзора. Составление
текста научно-аналитического обзора, обеспечение связности и логичности
изложения сведений. Работа над структурой и композицией, языком и стилем
обзора. Литературное редактирование текста обзора.
Правила оформления научно-аналитического обзора.
Тема 3.10. Неформализованные способы работы с текстом в ходе
аналитико-синтетической переработки информации
Ограниченность формализованных методов аналитико-синтетической переработки
информации. Слабая структурированность гуманитарных текстов как основная
причина невозможности применения формализованных методов их свертывания.
Доминирование неформализованных методов свертывания информации при работе с
документами по культуре и искусству.
Основные способы интеллектуальной работы с текстом: логические и
графические приемы, обеспечивающие понимание текста.
Логические приемы, обеспечивающие понимание текста: семантизация незнакомых
слов и терминов; интерпретация заглавия и его связи с содержанием текста;
деление текста на части и их самостоятельное озаглавливание; группировка
текста по смысловым блокам и выделение в каждой смысловой части
тематических и смысловых опор: ключевых слов и фраз; составление различных
видов плана как средство фиксации смысловых связей между частями текста;
формулирование основной мысли текста (частей текста), соотнесение ее с
заглавием; порождение вопросов к тексту и ответы на них; аргументация
собственной точки зрения на прочитанное.
Графические приемы, обеспечивающие понимание текста и повышающие
обозримость и наглядность представления информации в ходе интеллектуальной
работы с текстом: блок-схемы, таблицы, графики, диаграммы и т. п.
НИИ ИТ СС - структурное подразделение КемГУКИ 2000-2010
Россия, 650029, Кемерово, ул. Ворошилова, 17.
Тел.: (384-2) 35-96-15 Факс: (384-2) 35-96-15
E-mail: nii@kemguki.ru
Версия для печати